Описание практики
А.И. Мандрыка
Музей адмиралов Черноморского флота
МАОУ СОШ №34
города-героя Новороссийска,
Краснодарский край
Сетевой музей общеобразовательной организации
Аннотация. В данной статье раскрывается понятие сетевого музея общеобразовательной организации, содержание работы по проекту «Сетевой музей как фактор развития метапредметных результатов», представлен опыт сотрудничества и взаимодействия с партнёрами-единомышленниками, в том числе с Музеем Победы.
Ключевые слова: сетевой музей, общеобразовательная организация, музей адмиралов Черноморского флота, МАОУ СОШ №34, город-герой Новороссийск Музей Победы.
Школьный музей адмиралов Черноморского флота МАОУ СОШ №34 города-героя Новороссийска – член Ассоциации военно-морских музеев и хранителей морских традиций, партнёр Новороссийского Морского Собрания, Музея Победы, Новороссийского исторического музея-заповедника.
Он был создан в 2021 году и на протяжении двух последних лет входит в ТОП-100 лучших школьных музеев страны, дважды стал Победителем Всероссийских конкурсов школьных музеев.
Секрет успеха заключается в эффективном сетевом сотрудничестве и взаимодействии с партнёрами-единомышленниками.
Считаем сетевое сотрудничество и взаимодействие с партнёрами-единомышленниками ключевым фактором развития.
Традиционные направления деятельности школьного музея согласно Методическим рекомендациям о создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно-воспитательные функции музейными средствами, утверждённые письмом Минпросвещения России от 09.07.2020 N 06-735 следующие:
– изучение родного края, в том числе путем проведения краеведческих исследовательских походов, экспедиций;
– научно-фондовая работа;
– экспозиционно-выставочная деятельность;
– научно-методическая работа;
– научно-исследовательская работа по изучению музейных предметов и коллекций, находящихся в музеях, архивах и т.д.;
– просветительная работа среди обучающихся и иных граждан (или физических лиц);
– культурно-массовая работа, информационная и иная деятельность [1].
Сетевое сотрудничество и партнёрство как направление работы школьного музея в нормативных документах Минпросвещения не отмечается. А это ведь одно из его современных ключевых направлений.
Как отмечает Слесаренко Е.С., директор Детского центра Музея Победы, развитие сетевого сотрудничества, коллаборация между школьными музеями, в том числе и сельскими, на территории всей Российской Федерации позволит развить образовательный потенциал школьных музеев, а также потенциал сохранения истории, культуры, традиций отдельно взятого региона и местности [2].
Сетевой музей общеобразовательной организации – это структурное подразделение общеобразовательной организации, имеющее сетевое представительство в интернете и осуществляющее сетевое взаимодействие.
В музее адмиралов Черноморского флота МАОУ СОШ №34 города-героя Новороссийска ведётся планомерная работа по созданию сетевого представительства в интернете и эффективной модели сетевого взаимодействия:
• разрабатывается и апробируется теоретическая модель сетевого музея;
• организована совместная деятельность педагогов, обучающихся, родительской общественности и партнёров по работе сетевого музея;
• ведётся сетевая работа в команде для сотрудничества и достижения общих целей;
• разрабатываются интерактивные задания, игры, проекты и другие активности, которые требуют от обучающихся использования знаний из разных предметных областей;
• организовано обучение учащихся использованию информационных технологий;
• тиражируются элементы педагогической модели сетевого музея в общеобразовательные организации.
Музей адмиралов Черноморского флота МАОУ СОШ №34 города-героя Новороссийска с 01.01.2025 года работает над проектом «Сетевой музей как фактор развития метапредметных результатов», который включает в себя следующие аспекты:
1.Определение целей и задач проекта. Необходимо четко сформулировать, какие именно метапредметные результаты должны быть достигнуты благодаря созданию и функционированию сетевого музея.
2.Разработка методологии оценки результатов. Для того чтобы определить влияние сетевого музея на развитие метапредметных навыков учащихся, необходимо разработать систему оценки и мониторинга этих результатов.
3.Привлечение заинтересованных сторон. Для успешной реализации проекта необходимо привлечь к участию в нем как можно больше заинтересованных сторон, в том числе образовательные учреждения, музеи, экспертное сообщество, общественные организации.
4.Использование современных технологий. Для эффективной работы сетевого музея необходимо использовать современные информационные технологии, такие как виртуальные туры, интерактивные выставки и др.
5.Интеграция с образовательной программой. Чтобы музей мог действительно стать фактором развития метапредметных результатов, необходимо интегрировать его содержание и задачи с образовательными программами и учебными планами.
В качестве примера приведу эффективный опыт сетевого сотрудничества и партнёрства музея адмиралов Черноморского флота МАОУ СОШ34 города-героя Новороссийска с Музеем Победы.
Музей Победы является
• эффективной площадкой обмена опытом педагогов, учащихся и специалистов;
• углубляет сотрудничество между школьными музеями и даёт возможность обрести новых партнёров-единомышленников;
• способствует выстраиванию индивидуальной траектории развития школьного музея и повышению его имиджа;
• организатором Всероссийских конкурсов школьников и педагогов, а также профильных патриотических смен для обучающихся в Детских оздоровительных лагерях «Артек», «Орленок», «Океан»;
• помогает в разработке и воплощении совместных проектов, в том числе и выставочных проектов на площадке Музея Победы.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания Министерства просвещения Российской Федерации Кикнадзе В.Г. и директор Детского центра Музея Победы Слесаренко Е.С. в статье, опубликованной в Военно-историческом журнале, отмечают: «Выставки в специально созданном уникальном пространстве Музея Победы учащимися, педагогами и специалистами помогают обмениваться опытом, получать консультации лучших специалистов по экспозиционно-выставочной деятельности и хранителей фондов Музея Победы, дают возможность обретения новых партнёров и выстраивания индивидуальных траекторий развития школьных музеев, объединяют профессиональное сообщество, родителей и непосредственных участников проектов – детей и педагогов образовательных организаций. Особенно ценно, что в ходе создания подобных выставок происходит взаимообогащение, открываются те страницы истории войны, которые хранятся только в конкретных музеях. Яркими примерами таких просветительских проектов являются:
«Города-герои – путь к Победе» – совместная выставка школьного Музея адмиралов Черноморского флота школы № 34 г. Новороссийска и Музея «Патриот» школы № 904 г. Москвы посвящена подвигу городов Новороссийска и Москвы, удостоенных за проявленные жителями и бойцами массовый героизм, мужество и стойкость в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. высшей степени отличия – звания «Город-герой». Открыта 30 апреля 2024 года» и другие [3].
Опыт сотрудничества и взаимодействия с партнёрами-единомышленниками представлен в научных изданиях и средствах массовой информации [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 18, 19, 20, 21].
Список использованной литературы
1.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 06-735 «О направлении методических рекомендаций о создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно-воспитательные функции музейными средствами» [электронный ресурс] – URL: https://s3511028.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/09.07.2020_N_06_735.pdf?ysclid=m9fcwfgtk6527243050 (дата обращения – 31 марта 2025 года).
2.Слесаренко Е.С. Межведомственное взаимодействие как ресурс гражданско-патриотического воспитания молодежи https://psychlib.ru/resource/pdf/studwork/2020/SlesarenkoYeS_2020/SlesarenkoYeS_8.pdf#page=7-8 (дата обращения – 31 марта 2025 года).
3. Кикнадзе В.Г., Слесаренко Е.С. Детский центр Музея Победы как ресурс интеграции образовательных и культурных программ сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне// Военно-исторический журнал. 2024. №12. С. 4-14.
4.Мандрыка А.И. Памяти флотоводца достойны//Педагогический вестник Кубани.2019. №3. С.50-51.
5.Мандрыка А.И. Музей открыт для каждого// Педагогический вестник Кубани. 2020.№1. С.48-49.
6.Мандрыка А.И. О сильных и смелых//Педагогический вестник Кубани.2021. №4. С. 41-42.
7.Мандрыка А.И., Мандрыка Н.Г. Использование потенциала музейной педагогики в современном краеведческом образовании// Кубанская школа. 2021. №2. С.64-67.
8.Мандрыка А.И., Мандрыка Н.Г. Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся в школьном музее//Материалы тьюторской научно-практической конференции «Реализация ФГОС как механизм развития профессиональной компетентности педагога: инновационные технологии, тьюторские практики» – Краснодар: ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края; МКУ «Центр развития образования» г. Геленджик. 2020. – С.89-92.
9.Мандрыка А.И. Патриотическое воспитание юных граждан путем создания и развития музея адмирала М.П. Лазарева// Сборник статей и методических материалов Всероссийской практической конференции по музейной педагогике «Роль школьного музея в системе патриотического воспитания детей» – ВДЦ «Орлёнок», Туапсе. ООО «Туапсинская типография». 2021 – С.185-186.
10.Мандрыка А.И., Мандрыка Н.Г. Тьюторское сопровождение выставочной деятельности музея в системе воспитательной работы образовательной организации// Материалы IV Всероссийской тьюторской научно-практической конференции с международным участием «Реализация ФГОС как механизм развития профессиональной компетентности педагога: инновационные технологии, тьюторские практики» (27-29 апреля 2022 года) – Краснодар: ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края. 2022. – С. 220-225.
11.Мандрыка А.И. Опыт создания и продвижения бренда школьного музея морской направленности //Материалы Третьей научно-практической конференции «Краеведческое образование – основа становления духовно-нравственных ценностей личности» – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2023. – С. 24-29.
12.Мандрыка А.И. Проект «Школьный музей морской направленности –центр формирования общероссийской гражданской идентичности» //Опыт, инновации и перспективы формирования современных педагогических компетенций в организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар Сочи, 25-27 октября 2023 г.). – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2023. – С.154-158.
13.Мандрыка А.И. Увековечивание памяти выдающихся адмиралов Черноморского флота в школьных морских музеях города Новороссийска// Материалы научно-практическойконференции «Союз царя и султана. К 190-летию экспедиции Российского флота в Босфор». СПб.: ЦВММ,2023. – С. 103-110.
14.Мандрыка А.И. Школьный музей из Новороссийска//Советский морпех. 2024.№2. С. 50-55.
15.Мандрыка А.И. Связь времен и поколений//Советский морпех. 2024. №4. С.26-33.
16.Мандрыка А.И. Музей адмиралов Черноморского флота//Морской сборник. 2024. №8. С. 66-70.
17.Мандрыка А.И. Города-герои. Путь к Победе//Виктория. 2024.№3. С.19-21.
18.Мандрыка А.И. Благодарная память потомков//Морские вести России. 2024. №11. С.14.
19. Мандрыка А.И. Жизнь, отданная флоту//Советский морпех. 2025. №2. С.16-20.
20.Мандрыка А.И. Содружество единомышленников// Педагогический вестник Кубани. 2024.№3. С.10-12.
21.Резниченко Н., Федосеев А. Адмиральская пуговица / рисунки В. Тихоновского. //Костер. 2024. № 5/6. С. 22.
Информация об авторе
Мандрыка Александр Ильич – руководитель музея адмиралов Черноморского флота школы № 34 города-героя Новороссийска, город-герой Новороссийск, ул. Видова, 155, e-mail: mr.a.mandryka@mail.ru